Щебеночно-песчаная смесь – востребованный строительный материал, который состоит из двух компонентов. Пропорции песка и щебня составляют 50:50. В качестве твердого наполнителя применяется гранит, гравий, известняк. В составе материала допускается не более 4% примесей (пыли, глины, иных компонентов), в некоторых случаях глины может быть до 10-20%. ЩПС – это смесь из остатков горных пород, которые образуются при добыче полезных ископаемых и выветривания скал. Поскольку это побочный продукт в горнодобывающей промышленности, а производство не требует применения дорогостоящего оборудования, то цена материала невысокая.
Ее преимущества:
- неограниченный срок хранения;
- устойчивость к климатическим факторам;
- возможность использования для строительных и дорожных работ в любое время года;
- быстрый способ изготовления дроблением;
- высокие дренирующие способности;
- отсутствия подготовки перед применением;
- удобство перевозки.
Виды ЩПС по фракциям
Щебеночно-песчаная смесь состоит из компонентов природного происхождения. Материал образуется двумя способами:
- Природным разрушением (выветриванием) скальных пород. Достаточно часто в результате природных процессов образуется смесь из необходимых пропорций щебенки и песка.
- Искусственным обогащением. При разработке гранита или известняка крупные фрагменты после добычи вывозятся, а оставшаяся более мелкая фракция отправляется на переработку. Крупные камни измельчаются на мелкие куски. Смесь очищается от мусора, сортируется по фракциям при помощи системы сит. В результате получается несколько видов строительного материала.
Поскольку ЩПС получают преимущественно путем дробления, то в зависимости от применения нужно выбирать вид материала и учитывать его фракционный состав. Например, для верхнего слоя дорог крупный щебень не используется. И, наоборот, для нижней «подушки» материал мелкой фракции не подходит.
Вид ЩПС | Состав | Основное применение |
---|---|---|
С-1 | Смесь фракций до 40 мм (самой крупной фракции не более 10%) | Выравнивание поверхности, подготовка взлетных полос на аэродромах |
С-2 | Частицы до 20 мм, щебень высокой морозостойкости | Подушки при укладке дорожного полотна разных категорий (1-3), благоустройство частных территорий, строительство аэродромов |
С-3 | Рассев из крупных фракций до 120 мм | Дополнительная прослойка при укладке дорожного полотна, для сокращения расхода других строительных материалов (асфальтобетон, бетон) |
С-4 | Щебень размером до 80 мм (самой крупной фракции не более 10%) | Укрепление дорожных обочин, жилищное строительство, обустройство автомагистралей, ЖД и трамвайных путей |
С-5 | Фракция от 0 до 40 мм | Строительство автодорог различного назначения, укрепление их обочин, возведение жилых и промышленных объектов |
С-6 | Содержит щебеночно-песчаную смесь | Выполнение подушек для укладки дорог, любые виды строительных работ |
С-7 | Щебенка от 0 до 10 мм | Дорожное строительство |
С-8 | Самая мелкая фракция размером до 5 мм, что получена дроблением или отсевом | Один из слоев при дорожном строительстве |
С-9 | Щебень до 80 мм размером с добавлением песка | Самые нижние слои для дорожного покрытия, обустройство автостоянок, тротуаров, площадей, засыпка проселочных дорог |
С-10 | Средняя фракция щебня | Подготовка поверхности к дорожным работам |
С-11 | Размер зерна не более 20 мм | Дорожные работы |
Характеристики и свойства
Технические характеристики и состав смеси регламентированы ГОСТ 25607-2009.
- Прочность материала в зависимости от фракции и состава варьируется от М200 до М1400. Самая прочная смесь изготавливается на основе гранита.
- Лещадность составляет I-III группа. Количество зерен игловатой и пластинчатой формы не более 25%. Оптимальный вариант – зерна кубовидной формы, поскольку такая смесь лучше поддается уплотнению.
- Морозостойкость смеси от F50 до F300.
- Марка щебня не должна быть ниже 400.
- Если материал используется при строительстве жилых объектов, то уровень его радиоактивности не должен превышать 300 Бк/кг.
- В смеси не допускаются остатки арматуры.
- Коэффициент пропускания воды, что определяет дренирующие свойства, должен быть не менее 1 м в сутки для обустройства дорог. Для аэродромов этот показатель должен быть не менее 7 м/сут., при использовании ЩПС в качестве морозозащитного слоя для дорог – не менее 0,2 м/сут.
ЩПС перевозится насыпью или фасуется в мешки, биг-беги. Для транспортировки применяются все виды транспорта, при этом большое значение имеет насыпная плотность и масса материала. Чем меньше фракция, тем больше плотность и масса м3. Например, плотность ЩПС марки С-5 составляет от 1,52 до 1,64т/м3.